Дмитрий Дибров "Последняя цитадель Брюса Спрингсгина"  

"Судьба снисходит к тому, кто сомневается даже в том, в чем уверен", - строка из популярной в США песни. Ee автор и исполнитель Брюс Спрингстин, который настолько известен, что получил прозвище "Босс рока", отныне не уверен ни в чем. Об этом заявляет газета "Нью-Йорк таймс", peцензируя только что вышедший альбом певца, который называется "Тоннель любви".
Головокружительной карьере Босса можно только позавидовать. Выходец из рабочего класса Америки, он пришел в шоу-бизнес в начале 70-x, имея за плечами солидную жизненную школу. Способные мальчики из среднего сословия такую не проходят, они лишь играют в хиппи и панков. Рок же требует социальной позиции.
Брюсу Спрингстину подглядывать за жизнью не приходилось. Он сам был ее частью. И в poке стал сразу заметен его голос - резкий, с надрывным хрипом, будто давший трещину от всех испытаний, сквозь которые приходится пройти в "свободной" Америке. В сознании своих поклонников он навсегда связан с самым известным своим боевиком "Рожденный в США", где Брюс пo-пpoлетарски прямо, не виляя no лабиринтам словесных красот, говорит - точнее, кричит - о том, чего стоит вся эта "свобода".
A ведь сам Босс мог бы стать каноническим воплощением "американской мечты". За пятнадцать лет карьеры - caмая вершина рок-н-ролла. Скажем только, что Спрингстин - единственный в мире певец, осмелившийся выпустить баснословно дорогой альбом из пяти пластинок с концертными записями 1975- 1985 годов (до сих пop peкорд принадлежал гpyппе "Чикаго", в свое время выпустившей счетверенный альбом, пользовавшийся скромным успехом). Результат превзошел самые смелые ожидания - первое место в хит-парадах. Ио все годы Спрингстина будто подмывает: что ни песня. то протест - социальный, нравственный. гражданский. Начиная с 1975 года - с пластинки "Рожденный, чтобы суетиться" - Спрингстин последовательно штурмует цитадели буржуазной морали, проводя мысль прямо противоположную "американской мечте". Человек, считает Брюс, в руках жестокой судьбы и во власти денег, мечты и иллюзии вроде "честно работай - преуспеешь" или верной дружбы рано или поздно рушатся под напором жизни.
Единственной утопией, которая как-то избегала общей участи, до поры до времени оставалась любовь. И вот очередь дошла и до последней цитадели.
В большинстве песен американской поп-музыки любовь - синоним счастья. Песни о зарождении чувства обещают, "любовь до гроба", песни о расставании идеализируют покинутый рай. Любовь - панацея от всех болезней. в том числе и от социальных.
Было время, поддался этому и Босс. Правда, и тут по-своему. Не переставая даже в "звездный" период выступать в клубах рабочих городов родного штата Нью-Джерси, "хозяин рока" пел: "Обними меня, пусть любовь поможет нам ослепнуть".
А два года назад Брюс женился. Самый что ни на есть американский марьяж, даже избранница - фотомодель Джулиан Филлипс - в буквальном смысле воплощение глянцевой обложки Америки. Очевидно. нужен был опыт "чисто американской семьи", чтобы прийти к выводу: и любовь не дает уверенности, она лишь задает новые проблемы и внушает новые страхи.
В заглавной песне нового альбома Босс поет: "Привыкни к мысли: если въезжаешь в тоннель любви, разогнуться уже не удастся". Каждая из рассказанных здесь историй имеет свой подтекст. Вот мать-одиночка из песни под названием "3апчасти" которая после безуспешных отчаянных попыток свести концы с концами решает продать свое обручальное кольцо и таким образом вместе чрезмерных понятий о памяти н верности обрести твердые деньги. Вот богач из песни "Тебе не заполучить", всю жизнь положивший на то, чтобы сколотить состояние, и обнаруживший в конце концов, что не в состоянии только любить кого захочет. А когда к герою другой песни возвращается возлюбленная,. он отвергает ее. Видимо, яснее всего авторский посыл ко всему альбому выражен в песне, в пластинку не вошедшей, но выпущенной отдельной "сорокопяткой": "Не тоскую я ни по дому, ни по возлюбленной - тот едет быстрее, кто едет в одиночку".
Только название этой песни звучит двусмысленно - "Бриллиантовая маска". Что же. залихватская фраза -только маска, а сам парень из рабочих кварталов Нью-Джерси по-прежнему верит во всепобеждающую силу любви? Как бы то ни было, в мире чувств нет спасения от внешнего мира с его проблемами - это читается ясно. Кстати, фраза. которую мы привели в начале рассказа. взята именно из "Бриллиантовой маски". А рецензия "Нью-Йорк таймс", в которой, как вы помните, было замечено: "Спрингстин больше не уверен ни в чем". - заканчивается словами: "Но с проблемами он воюет, гордо подняв голову".

Д. Дибров,
ТАСС,
"Ленинская смена".


Статьи

Hosted by uCoz