|
Эта передача могла называться: "Вечер с миллионом", "В погоне за миллионом", "Предпочтение деньгам", "Миллион в зоне внимания", "Шоу победителей", "Ставка - миллион", "Денежное шоу"... Ее могли вести уважаемые и любимые деятели: драматические актеры, политологи, бизнесмены, депутаты Госдумы и даже бывшие агенты внешней разведки (рассекреченные сегодня). Однако... ведущим стал создатель элитарной «Антропологии» один из лучших интервьюеров отечественного телевидения, умница и провокатор Дмитрий Дибров.
Разминка
"Разогревая" публику перед началом активных интеллектуальных действий, ведущий задает вопрос: "К какому типу отложений относится речной песок?" и предлагает варианты: а. Элювий, в. Коллювий, с. Аллювий и, как вы понимаете, д. Пролювий. Уверяю вас, узнав правильный ответ, вы в силу некоторых обстоятельств вряд ли сможете скоро забыть его.
Не будем упражняться в остроумии на тему, что правит миром и что есть наша жизнь. Игра, деньги, телевидение, азарт, возбуждение, стремление к наживе - сложно устоять, независимо от того, в какой вы роли: активного участника, потеющего под софитами в студии, или пассивного наблюдателя, шевелящего своими тапочками на диване.
Миллиона рублей у нас пока никто не выиграл, но уже есть рейтинг, свои герои и промежуточные лидеры, а уж тот, кто сорвет банк, точно станет звездой, наймет охрану, хотя бы до дома, и даст не одно интервью на тему: "Как я выиграл миллион..."
Who wants to be a millionaire?
Скажем сразу: игра не наша. Этого, правда, никто и не скрывает. Напротив, создатели русской версии вполне резонно гордятся своим грамотным и честным лицензионным продуктом. Однако родина игры - Англия, родители - радийщики. Именно им принадлежит авторство столь четко продуманного и стройно написанного сценария. Комар носа не подточит, все безупречно по форме и интеллектуально-развлекательно по содержанию: 15 вопросов, две несгораемые суммы, три подсказки, четыре варианта ответа, из них один правильный, и финальный приз тоже один - миллион.
Это тот самый редкий случай, когда зарубежный телевизионный продукт попадает на наши экраны еще тепленьким. В Великобритании игру "Кто хочет стать миллионером" запустили в сентябре 1998 года на канале ITV. И уже в течение следующего года лицензии купила 51 страна, включая Россию. Естественно, каждое государство играет на свою национальную валюту - гульдены, шекели, рубли, фунты и, понятное дело, доллары. Конечно, это разные миллионы: попробуйте сравните, во сколько раз американский миллион больше нашего. Но ничего, наш миллион тоже что-то значит, особенно для нас. К примеру, миллион польских злотых тянет примерно на 7000-8000 долларов (против наших 40 000) - и ничего. Играют с таким же азартом, как мы или американцы.
С точки зрения сорванных кушей мы пока в хвосте. Из студии на "Мосфильме" уносили только 125 000 рублей, тогда как в Австралии взяли 500 000 долларов, в Англии 500 000 фунтов стерлингов и только в Америке, не размениваясь по мелочам, уже через несколько месяцев выиграли миллион!
Некто Джон Карпентер, скромный офицер налоговой полиции, один за другим ответил на 14 вопросов и, получив последний, взял подсказку - звонок домой. Вопрос звучал следующим образом: "Кто из президентов США появлялся в телесериале "Laugh - In"? Линдон Джонсон, Ричард Никсон, Джимми Картер или Джералд Форд. У Джона уже было 500 000, вся Америка пила валерьянку, трепеща: знает, не знает, выиграет, не выиграет? А Джон вместо того чтобы мучить родственников вопросами, просто позвонил отцу и, пока все трепетали, спокойно сказал: "Пап, я сейчас выиграю миллион. Хочу, чтобы ты узнал об этом первым!" После чего назвал фамилию Никсона и... ну, вы сами понимаете. Хотя, будучи профессионалом в своей области, он как никто другой понимал, что ему достался не совсем миллион, а некоторая сумма за вычетом налогов. Но это уже совсем другая история. Так или иначе, американцы первыми "размочили" свой призовой фонд. У всех остальных все еще впереди.
Ведущий
Лицо программы - залог успеха. Создайте идеальную игру, постройте продуманные декорации, укомплектуйте все по последнему слову техники и посадите в кресло ведущего кого-то не того - вся затея развалится. Поэтому думали и искали долго и с пристрастием. Несколько смущал умы ведущий английской программы - господин Крис Терент. Средних лет мужчина обаятельно-демонической наружности, балагур и мистификатор - второго такого можно было только клонировать. Кто из своих может выступить достойным эквивалентом, предстояло определить путем проб и ошибок. Вот и соблазняли вышеперечисленных политологов, бизнесменов и депутатов в надежде на неожиданный прорыв. Однако "прорыв" произошел в совершенно другом месте, и после переговоров и триумфальных проб у программы обрисовалось лицо и имя.
Дибров
Чем соблазнил вас проект "О, счастливчик!"?
Тем, что это самая свежая продукция в области телевизионных игр. Всякий телевизионщик должен испытывать уважение к создателям сценарных игр. При этом совсем не обязательно, чтобы он любил этот жанр. Так складывается дело, что игры - вещь весьма коммерческая. И поэтому здесь справедливы законы обычного рынка - лучше и дешевле торговать товаром не первой свежести. И в самом деле, большинство игр, покупаемых нашими продюсерами, стоят дешево оттого, что были произведены лет 20 назад. А эта программа тем меня и подкупила, что это самая свежая, а значит, и самая дорогая - вот в чем мужество продюсера - из существующих даже на Западе продукций. А мне всегда было небезразлично состояние моего цеха. Потому что, честно сказать, кроме телевидения, у меня в жизни ничего и нет по-настоящему. При тысяче увлечений, знакомств, досугов, единственно по-настоящему захватывающая меня вещь на земле - это мой цех. Поэтому, когда я увидел это произведение, оно мне очень понравилось. Надо сказать, что я отказывался несколько раз. Чтобы сагитировать меня, продюсер Сергей Кордо дал мне кассету и сказал: "Просто посмотри". А я все отказывался, потому что мне дорога моя "Антропология", мне дорог тот образ, который имеет эта программа, она во многом от ведущего зависит. И я понимал, что моя "антропологическая" публика, мягко говоря, не будет обрадована тем, что и еще один "продался коммерции". Но когда я посмотрел кассету и увидел изумительное качество этого продукта - мозговое, а не коммерческое, я подумал, что стоит понадеяться на моего зрителя.
- Вы чувствуете какие-то изменения, которые этот проект привнес в вас как в телевизионного ведущего?
Этого нельзя не почувствовать. Хотя бы уже потому, как по-разному ко мне подходят люди, которые хотят высказаться по поводу моей телевизионной деятельности. Вот, например, когда человек подходит ко мне, я смотрю на него и думаю: он со стороны жениха или со стороны невесты? Со стороны Антропологии или со стороны Счастливчика подошел? Если он подходит, глубоко глядя куда-то в дно моего глазного яблока, жмет мне руку и говорит: "Спасибо вам за вашу телевизионную деятельность, мы с друзьями или с женой смотрим только вас" - я знаю, что это он меня за Антропологию благодарит. Поскольку, действительно, некоммерческому искусству сегодня просто негде показаться зачастую, кроме как у меня в "Антропологии". А если человек подпрыгивает, тащит за собой малыша, смеется, веселится - это уже от Счастливчика подошел. А раньше про меня говорили: "Вот идет старый телевизор!" Вот такой прогресс.
-Можно сказать, что вас, свободную телевизионную личность, привыкшую к самостоятельности в своих программах, на этот раз сковали рамками игры?
Конечно. Это, к сожалению, входит в меню этого обеда. Если ты пришел в грузинский ресторан, знай, что ты делаешь подарок печени. Ходи в вегетарианский или еще какой-нибудь, где дают лапшу с макаронами и сметаной. А в данном случае ты должен любить остренькое. Так и здесь - если ты соглашаешься вести игру, значит, должен решить противоречия между рамками, правилами, без чего игра лишается скелета, и любовью к людям, которую ты хотел бы по-прежнему пропагандировать любым своим поступком. Да, тут приходится идти на компромисс, и люди видят, надеюсь, как непросто это дается. Хочется поговорить, и человек интересный, и пошутить хочется, а не можешь шутить - играть же надо. Время, давай-давай. И вот еще - я поражаюсь таланту коллеги Якубовича. Ведь игра же, ее правила требуют постоянного повторения одних и тех же словесных формулировок. Поразительно, до какой степени находчив, если угодно, литературен Якубович! Уже столько лет находит ловкие выражения и делает восхитительный аттракцион из каждой этой дежурной реплики. Я, к сожалению, вот так еще не могу и, может быть, никогда не научусь.
-Вас самого развлекают вопросы на игре, узнали вы что-то новое для себя?
Конечно, развлекают. Я заметил, что интеллектуалы с большим удовольствием встречают первые пять вопросов, которые хотя и не приносят особенных денег, но зато служат областью восхитительного творчества наших редакторов. А вот бюджетников, как сегодня принято называть средний класс, наоборот, более пьянит высшая часть игры, где речь уже идет о больших деньгах, где больше гипнотизирует сумма. Конечно, надо сказать, что на большинство вопросов-то я ответы знаю в силу общей, хотя весьма скудной по сравнению с академиком Раушенбахом эрудиции, но при этом я не имею права показать, что знаю верный ответ, пока не зажжется сигнал принятого ответа. Это, увы, входит в правила игры.
Создатели
У нас уже через десять программ "О, счастливчик!" обскакал по популярности все существующие телевизионные игры, а его новогодний рейтинг оказался аж вдвое внушительнее самого капитал-шоу "Поле чудес"!
В Англии программа тоже более чем успешна. Там принята другая система - игра выходит не еженедельно, а десять дней подряд каждый месяц. Так вот на эти десять дней вся страна выпадает из нормального эмоционального равновесия, а игра перекрывает рейтинги популярного национального канала ВВС.
Сергей Кордо, продюсер: "Первыми проект "Who wants to be a millionaire" купили голландцы или немцы, буквально после первых серий. Мы были шестыми или седьмыми, а в сентябре 1999 года уже около 30 стран закупили лицензии программы. Наш рейтинг сегодня меня просто пугает, лучше нас только "Менты". Есть одно но - мы перекрываем рейтинг "Поля чудес", самой популярной развлекательной игры, по Москве и другим крупным городам. Но по всей стране, я уверен, "Поле чудес" значительно популярнее "О, счастливчика!" просто за счет охвата.
С чем мы столкнулись, чего не ожидали? Сначала мне казалось, что английские вопросы абсолютно примитивные. Мы часто хохотали над тем, что англичане не могут ответить на элементарные вопросы, мы считали, что у нас-то аудитория начитанная. И вот тут мы столкнулись с тем, что наши люди не отвечают на самые простые вопросы. Получается такая вещь - или мы должны сделать совершенно примитивные вопросы и их будет очень скучно смотреть зрителям, или пойти по пути создания вопросов определенного уровня сложности, но тогда не будет больших выигрышей. А это плохо. В игре обязательно должны быть хорошие деньги.
Англичане, например, очень переживают, что американцы уже выиграли миллион, а австралийцы на второй игре выиграли 500 000 австралийских долларов. Так что в Англии ликовали, когда в январской серии у них выиграли 500 000 фунтов. На канале ITV, по которому идет шоу "Who wants to be a millionaire", в день, когда это произошло, в половине одиннадцатого вечера прервали текущую программу и сделали специальный десятиминутный блок. В студии сидели режиссер и ведущий, они пригласили того, кто выиграл эти деньги, и рассказывали, как все случилось. И это правильно, потому что так раскручивается программа и поднимаются цены на рекламные блоки.
Кроме того, мы столкнулись с тем, что наш зритель очень специфичен. С одной стороны, нам интересно смотреть, как выигрывают большие суммы, с другой стороны, чисто по-русски наши люди не любят, чтобы кто-то выигрывал. Поэтому, когда идет помощь зала, бывает, что люди жмут заведомо неправильные ответы! В каждом вопросе обязательно дается один вариант ответа, заведомо неверный. Так вот жмут его. Это фантастика! У англичан такого нет. У них помощь зала - самая надежная помощь, практически стопроцентный выигрыш.
И наши по-другому играют. Играют до упора. Мало кто останавливается на 16 000 или 32 000, не зная ответа на вопрос. Люди не забирают деньги, а идут до конца, в результате сваливаются со 125 000 до 32 000. И правильного ответа не знают, и денег не берут - полагаясь на знаменитое авось, дескать: "А-а! Отвечу!".
Игроки
Никто не лукавит. На игру действительно не так сложно попасть, как кажется. Звонок по телефону, вопросы - ответы на автоответчике, затем на связь выходят редакторы, потом личное собеседование, потом вы или в числе десяти потенциальных игроков, или один из двух запасных. Еще раз вам должно повезти несколько раз во время отборочных туров уже на программе, ну а потом вам должно везти не переставая, вплоть до победного конца. Наш игрок очень быстро сориентировался в хитросплетениях стратегии и тактики. Перестал транжирить подсказки на первых, не очень сложных, вопросах, вспомнил русское "доверяй, но проверяй" и перестал слепо верить помощи зала, понял, что от Диброва толку мало, он не будет подщелкивать глазом и подсказывать всем телом, что изображено на сторублевой купюре - храм Христа Спасителя или Большой театр. Звонят игроки тоже не кому попало, а людям знающим и авторитетным. Спрашивает однажды Дибров игрока: "Уважаемый игрок, кому звоним?" "Такой-то и такой-то". "Кто такая?" - не унимается любознательный ведущий. "Да я и сам не знаю, - признается игрок, - сказали: умная женщина, поможет!"
Вопросы
На рубеже веков, видимо, самым заметным стал невинный вопрос: "Что предшествует 12 ударам курантов?": обращение президента, предупреждение Минздрава, сообщение о погоде и еще что-то. Игрок Шендерович сострил, как в воду глядел, что, вообще-то, обращение президента, но в этом году он бы рекомендовал совместить его с предупреждением Минздрава.
Интересно смотреть родную английскую программу. Возбужденная донельзя английская матрона честно признается ведущему, что не знает, какое животное знаменито своей способностью лазать по камням. Зал берется помочь и подавляющим большинством указывает игрунье на ящерицу. Однако 2-3 процента не исключают подобных способностей у краба, морского котика и, что мне нравится больше всего, у орла. Женщина, видимо, тоже ставила на птицу, поэтому так тяжело дались ей эти 200 фунтов. Позже она сомневалась уже на более крупную сумму 32 000 фунтов стерлингов, но так и не рискнула, забрала свои законные 16 000 и была вполне счастлива. Оценить принятое решение отечественному зрителю довольно сложно, поскольку речь шла о первой женщине-ди-джее на "Радио-1". Выбрать надо было между Джарри Брамблес, Анни Найтингел, Лиз Харшоу и Джанис Лонг. Ну понятно, что для жителя среднерусской полосы эти имена значат не больше, чем названия сортов экзотического чая. Национальный колорит, понимаете ли. Но когда иностранный игрок получает вопрос, в каком из нижеперечисленных городов находится Большой театр: в Хельсинки, Москве, Нью-Йорке или Антверпене, начинает мучительно чесать репу, берет подсказку 50 на 50, а потом отчаянным усилием воли решается, что все-таки не в Хельсинки, а Москве - национальное самосознание страдает.
Но, оказывается, мы несколько переоцениваем себя. Это только кажется, что любой великоросс с младых ногтей знает, что "Метрополитен" - в Нью-Йорке, Лувр - в Париже, Биг-Бен - в Лондоне, а в Амстердаме - наркотики и улицы разбитых... вернее, красных фонарей. Оказывается, не все помнят даже то, что совсем недавно самым дешевым общественным транспортом был трамвай за три копейки.
Может быть, мы, конечно, действительно самая читающая нация в мире, но тогда вопрос только в том, что именно мы читаем.
В любом случае, я обнаружила, что многие приноровились с помощью игры "О, счастливчик!" латать дыры в собственной эрудиции. Хочешь не хочешь, а в голове оседает, что анчоус - это рыба, суахили - язык, абсент настаивают на полыни, а песок (см. начало) относится к аллювиальным отложениям. А соль в том, что вопрос про песок и есть один из наших вопросов на миллион рублей. Прав Дибров, надо быть или почвоведом, или немного не в себе, чтобы знать такое по своей воле. Но никто и не говорил, что миллион получит человек-совершенство. Так что шансы есть у всех!
P.S.
Сергей Кордо: "Между прочим, Дибров задавал этот вопрос раз шесть перед началом съемки. И должен сказать, что из них четыре раза находились люди, которые знали правильный ответ!"
Сергей Кордо
|